Обязательна для прочтения малому бизнесу – рецензия на книгу «GR для эффективного бизнеса»

Обязательна для прочтения малому бизнесу – рецензия на книгу «GR для эффективного бизнеса»

Для чего бизнес-структуре или предпринимательскому сообществу необходим GR? Чем цивилизованный GR отличается от институционального? Почему все стараются интегрироваться с общественными организациями, и как это влияет на бизнес? Почему услуги одних лоббистов стоят сотни тысяч долларов, и кому не стоит доверять решение вопроса?

На эти и множество других вопросов о GR можно найти ответ в книге «GR для эффективного бизнеса» (издательство «Форум», 2015) Шатилова А. Б. и Никитина А.С.

Книга будет полезна не только сотрудникам по связям с общественностью и органами государственной власти, но и владельцам бизнеса. Не смотря на то, что книг о GR и лоббизме написано достаточно много, эта книга отличается своей простотой и структурированностью информации. Вы в ней не найдете заумных фраз «научного планктона», она не является выжимкой из чьей-то диссертации или дипломной работы, она больше похожа на настольную книгу GR-специалиста.

ИТАК, что полезного можно для себя подчеркнуть:
Во-первых, типологию GR
Типологии GR посвящена первая глава книги с оригинальным названием «
GR:спаси себя сам». Авторы выделяют и подробно расписывают особенности каждого типа:
— по характеру деятельности ( институциональный/стратегический и персональный/тактический);
— по масштабу ( корпоративный и отраслевой);
— по степени алармизма ( регулярный и мобилизационный);
— постепенно транспарентности ( цивилизованный и нецивилизованный).

Во-вторых, портрет «идеального GR-специалиста»
Из чего складывается портрет «идеального GR-специалиста» важно знать не только GR-специалисту, но и работодателю.
1. Профильное образование или подготовка на специализированных курсах
2. Навыки коммуникации
3. Широта интеллектуального кругозора, эрудиция и аналитические способности
4. Глубокое знание своего бизнеса и владение навыками управления
5. Чувство конъюнктуры
6. Стрессоустойчивость и умение снять конфликтную ситуацию
7. Упорство в достижении цели

В-третьих, как создать GR-стратегию ресурсами собственной компании и из каких этапов она состоит.
В книге очень подробно описан каждый этап. Для ленивых и/или очень занятых делаю короткую выжимку этой главы для ознакомления.

Первый этап: Самоидентификация
Необходимо провести анализ своей компании в конкурентном окружении, большой упор сделать на анализ межотраслевых связей.

Второй этап: Место функционирования компании
Важно выявить основных «спикеров» и лоббистов отрасли, проанализировать проекты и компании, которые они представляют. Выявление основных игроков- научных организаций, отраслевых союзов, общественных организаций, СМИ.

Третий этап: Анализ законодательной базы
Необходимо провести анализ нормативной базы существующей в настоящем.
Сформировать представление об основных проблемах отрасли.

Четвертый этап: Формирование целей GR-деятельности

Пятый этап: разработка GR-проекта: этапы, сроки, цели, команда.
1. Информационно-аналитическое обеспечение GR-деятельности
2. Поиск формальных и неформальных выходов на нужных чиновников, людей принимающих решения
3. Привлечение внимания к вашему проекту с учетом собственного интереса чиновника, интеграция проекта в существующую программу министерства
4. Реализация GR-проекта при участии госпартнера
5. Итоги проекта и закрепление коммуникаций с чиновником на базе площадки для регулярного общения (советы, фонды)

Информационная составляющая предполагает:
— мониторинг текущих инициатив власти с целью выявления их актуальности;
— создание информационных баз данных по основным властным институтам и их подразделениям, профильным чиновникам разного уровня, их интересам и приоритетам, по конкурентам, действующим на рынке;
— создание каталога контактов со СМИ, что важно на случай возникновения потребности подкрепить взаимодействие с чиновником «сопутствующими» материалами в масс-медиа;
— поиск контактов для получения инсайдерской информации из «кулуаров» власти, по возможности создание целой сети «неформального» общения.

Аналитическая стадия предусматривает реализацию следующих видов работ:
— анализ текущей политической и социально-экономической конъюнктуры;
— создание психологических портретов «профильных» представителей власти ;
— предварительный анализ «повестки дня» профильных чиновников и их доверенных лиц;
— анализ возможных рисков при продвижении GR-проектов;
— прогнозирование изменения аппаратного «поля» и возможностей профильных чиновников в зависимости от а) возможных изменений в законодательстве б) кадровой политики власти и др;
— подготовка инструкций «коммуникаторам» и джиарщикам в области спецпроектов на случай возникновения кризисных ситуаций.

Шестой этап: Интеграция и участие в работе рабочих групп и комиссий органов власти.
Первоначально важно определить какие комитеты и комиссии существуют при федеральных / региональных органов государственной власти, в компетенцию которых ваша отрасль или сфера деятельности. Изучите положение и состав рабочей группы или комиссии, обратив внимание на компетенцию площадки. И только после этого уже включайтесь в работу рабочей группы или комиссии. При работе важно обратить внимание на протоколы заседаний и организацию обсуждения. Протоколы в большинстве случаев носят рекомендательный характер, однако могут быть документом, на который при разработке концепции будет ссылаться министерство.

Седьмой этап: Работа с общественными организациями.
Авторы классифицируют существующие общественные организации по следующим видам:
1. Мультипрофильные (РСПП, ТПП , Деловая Россия, Опора России);
2. Отраслевые (Ассоциация банков, Ассоциация участников в сфере информационно-коммуникационных технологий);
3. Аналитические центры;
4. Общественные организации, выражающие интересы всех групп общества (ОП РФ);
5. Общественные организации, выражающие интересы конкретных общественных групп  (Гринпис, WWF).

В-четвертых, зачем нужно быть экспертом и как использовать экспертное мнение

Особое место уделено в книге статусу эксперта. По мнению авторов, эксперт может работать в научно-исследовательских учреждениях, органах государственной власти, промышленных компаниях, что позволяет ему выступать основным проводником идей и лоббистом в своей организации.  При этом необязательно эксперт продвигает только точку зрения своей организации во внешнее окружение, он также может быть и лоббистом идей других организаций. Экспертное мнение может влиять на принимаемые решения, корректируя их, а в некоторых случаях совокупность высказанных экспертных оценок и мнений может привести к отмене уже принятого решения. Активизация экспертных мнений и оценок по определенному вопросу может говорить об экспертном давлении на лиц, принимающих решения.

Существует много моделей участия эксперта в деятельности институтов взаимодействия, среди которых можно выделить четыре ключевых:
1. Органы законодательной и исполнительной власти ( участие в работе комиссий, советов и пр.);
2. Федеральные и отраслевые СМИ (статьи, экспертные мнения, аналитика);
3. Экспертное сообщество (обмен мнениями, подтверждение статуса);
4. Общественные организации (федеральные и отраслевые) ( выступления на конференциях, круглых столах).

В-пятых, глоссарий.
Как всегда по правилам хорошего тона, на последних страницах книги — краткий словарь GR-терминологии.

Основной вывод:
Реализация GR-проекта может длиться от одного до двух лет. Стратегия прописывается от трех до семи лет. И это очень важный аспект, который необходимо знать владельцу бизнеса, для общего понимания процесса.
GR— не дает быстрого результата! GR— не дает поток клиентов! Правильный GR – позволяет либо удержать позиции компании на рынке, либо выйти на новые рынки.

Диана Гуц, эксперт в области GR

Наши услуги

Мы делаем исключительно то, что умеем делать исключительно хорошо!

• Разработка и реализация Pr/GR-стратегий
• Комплексный анализ ситуации;
• Взаимодействие с представителями прессы, инициирование пресс-конференций, PR публикаций и репортажей;
• Организация и проведение мероприятий «под ключ» (конференции, форумы, пресс-туры);
• Оказание помощи по участию клиента в сторонних мероприятиях в качестве спикера;
• GR & Lobbying (выстраивание отношений с органами власти и лоббирование тех или иных интересов предприятия);
• Все виды дизайнерских услуг;
• Изготовление печатной продукции;
• Брендинг;
• Создание и продвижение сайтов